Анализ рынка рекламы
Опубликовано:
7 сентября 2016
"Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать."
 © В. Кличко


Казалось бы что за набор слов, а как верно описывает ситуацию на рынке рекламы. Какие прогнозы, что будет с рекламой в стране - не ясно.
Мы стали свидетелями закрытия множества газет, радиостанций, нескольких телевизионных каналов и это всё случилось за крайне короткий промежуток времени! 

В этой статье мы попробуем спроектировать развитие рекламы на следующие 5 лет.


Актуальность

Практически все бизнесы, зарабатывающие на рекламе, почувствовали рост интереса со стороны рекламодателей в I квартале и в начале II квартала 2016 г., рассказали опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Если по итогам 2015 г. все сегменты, кроме интернета, упали (данные Ассоциации коммуникационных агентств России), то в первые три месяца этого года снижение доходов почувствовали только владельцы печатных СМИ.

Так, по прогнозам Vi, крупнейшего продавца рекламы на ТВ, рекламные доходы эфирного телевидения в I квартале выросли на 18% против прошлогоднего падения на 14% и падения на 22% в I квартале 2015 г. Гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев объяснял ранее, что рост бюджетов на телерекламу в начале этого года был компенсационным: начало 2015 г. было плохим и рекламодатели слишком сильно резали бюджеты. А по словам топ-менеджера другого крупного медийного ТВ-холдинга, I квартал был хорошим с точки зрения продаж. Но уже во II квартале рекламодатели начали уменьшать бюджеты на телерекламу – из-за того что зафиксировали падение потребительского спроса.

Vi тоже ожидает замедления темпов роста рынка телерекламы во II квартале до 8%, а по итогам первого полугодия рост составит 13%. При этом заместитель гендиректора Vi Инна Жарова объясняет активность рекламодателей не экономической ситуацией, а перераспределением бюджетов: «Купить рекламу в дорогом IV квартале 2015 г. было сложно, и они решили докупить ее в относительно дешевом I квартале».

Год\млрд.руб. Телевидение Радио Печатные СМИ Наружная реклама Интернет*
2011 89,1 8 28,2 25,7 27,5
2012 96,6 9,6 29 29,6 37,9
2013 108,2 11,1 26,7 31,8 48,8
2014 112,6 11,8 24 32,4 59,5
2015 90,8 9,6 16,3 24,3 66,6
2016 71,8 6,7 9,9 16,8 66,7

Из всех сегментов рекламного рынка только пресса испытала падение рекламных доходов в I квартале, говорит управляющий директор Dentsu Aegis Network Russia Максим Осипов. Рекламные доходы растут не только из-за низкой базы прошлого года, считает он: на рынке заметно реальное оживление из-за роста цен на нефть.

Ранее об улучшении экономической ситуации в стране объявил «Яндекс»: этим он объяснил положительные тенденции на рынке рекламы. Сам «Яндекс» увеличил рекламную выручку в I квартале года на 31%, превысив ожидания аналитиков. Mail.ru Group заработала на рекламе в тот же период на 34% больше, чем годом ранее.


Говорить о росте продаж рекламы в прессе в I квартале нельзя, но на этом рынке наступила стабилизация, говорит совладелец ИД Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. В первые три месяца года и в начале II квартала продажи рекламы в печатных СМИ упали примерно на 5%. Но отдельные тематические проекты показали хорошие результаты: например, в юбилейном номере журнала Elle рекламы было продано на 40% больше, чем годом ранее, добавляет Шкулев.

Рынок рекламы на радио в I квартале вырос на 15%, оценивает гендиректор радиохолдинга ВКПМ (входит в «Газпром-медиа») Юрий Костин. Он объясняет рост низкой базой I квартала 2015 г. Но радио – гибкий рекламный носитель, он одним из первых восстанавливается после кризиса, замечает Костин. Вице-президент по коммерческой деятельности Европейской медиагруппы Дарья Чуйкова оценивает рост рекламного рынка на радио в 12% в I квартале.

График рекламного рынка

В первые три месяца года вырос и рынок наружной рекламы в Москве – на 16% по сравнению с тем же периодом 2015 г., по оценке гендиректора «Эспар-аналитик» Андрея Березкина. В регионах рынок вырос меньше чем на 5%. Березкин связывает оживление на столичном рынке, в частности, с ростом популярности цифровых форматов: в I квартале на них приходилось 10% бюджетов рекламодателей по сравнению с 3% годом ранее.


Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе-сентябре 2016

Показаны изменения относительно аналогичного периода в предыдущем году.

Телевидение -19%
Радио -19%
Печатные СМИ -32%
Наружная реклама -25%
Интернет +12%
Прочие -15%
Итого -14%


Вывод

Как это ни печально, но кризис, начавшийся в 2014 году, сильно пошатнул и без того снижающиеся тренды в традиционных типах СМИ. Также, мы можем наблюдать, как интернет маркетинг устойчиво привлекает всё больше рекламодателей, а растёт его популярность преимущественно из-за его эффективности.