"Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать."© В. Кличко
Казалось бы что за набор слов, а как верно описывает ситуацию на рынке рекламы. Какие прогнозы, что будет с рекламой в стране - не ясно.
Мы стали свидетелями закрытия множества газет, радиостанций, нескольких телевизионных каналов и это всё случилось за крайне короткий промежуток времени!
В этой статье мы попробуем спроектировать развитие рекламы на следующие 5 лет.
Актуальность
Практически все бизнесы, зарабатывающие на рекламе, почувствовали рост интереса со стороны рекламодателей в I квартале и в начале II квартала 2016 г., рассказали опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Если по итогам 2015 г. все сегменты, кроме интернета, упали (данные Ассоциации коммуникационных агентств России), то в первые три месяца этого года снижение доходов почувствовали только владельцы печатных СМИ.
Так, по прогнозам Vi, крупнейшего продавца рекламы на ТВ, рекламные доходы эфирного телевидения в I квартале выросли на 18% против прошлогоднего падения на 14% и падения на 22% в I квартале 2015 г. Гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев объяснял ранее, что рост бюджетов на телерекламу в начале этого года был компенсационным: начало 2015 г. было плохим и рекламодатели слишком сильно резали бюджеты. А по словам топ-менеджера другого крупного медийного ТВ-холдинга, I квартал был хорошим с точки зрения продаж. Но уже во II квартале рекламодатели начали уменьшать бюджеты на телерекламу – из-за того что зафиксировали падение потребительского спроса.
Vi тоже ожидает замедления темпов роста рынка телерекламы во II квартале до 8%, а по итогам первого полугодия рост составит 13%. При этом заместитель гендиректора Vi Инна Жарова объясняет активность рекламодателей не экономической ситуацией, а перераспределением бюджетов: «Купить рекламу в дорогом IV квартале 2015 г. было сложно, и они решили докупить ее в относительно дешевом I квартале».
Год\млрд.руб. | Телевидение | Радио | Печатные СМИ | Наружная реклама | Интернет* |
2011 | 89,1 | 8 | 28,2 | 25,7 | 27,5 |
2012 | 96,6 | 9,6 | 29 | 29,6 | 37,9 |
2013 | 108,2 | 11,1 | 26,7 | 31,8 | 48,8 |
2014 | 112,6 | 11,8 | 24 | 32,4 | 59,5 |
2015 | 90,8 | 9,6 | 16,3 | 24,3 | 66,6 |
2016 | 71,8 | 6,7 | 9,9 | 16,8 | 66,7 |
Из всех сегментов рекламного рынка только пресса испытала падение рекламных доходов в I квартале, говорит управляющий директор Dentsu Aegis Network Russia Максим Осипов. Рекламные доходы растут не только из-за низкой базы прошлого года, считает он: на рынке заметно реальное оживление из-за роста цен на нефть.
Ранее об улучшении экономической ситуации в стране объявил «Яндекс»: этим он объяснил положительные тенденции на рынке рекламы. Сам «Яндекс» увеличил рекламную выручку в I квартале года на 31%, превысив ожидания аналитиков. Mail.ru Group заработала на рекламе в тот же период на 34% больше, чем годом ранее.
Говорить о росте продаж рекламы в прессе в I квартале нельзя, но на этом рынке наступила стабилизация, говорит совладелец ИД Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. В первые три месяца года и в начале II квартала продажи рекламы в печатных СМИ упали примерно на 5%. Но отдельные тематические проекты показали хорошие результаты: например, в юбилейном номере журнала Elle рекламы было продано на 40% больше, чем годом ранее, добавляет Шкулев.
Рынок рекламы на радио в I квартале вырос на 15%, оценивает гендиректор радиохолдинга ВКПМ (входит в «Газпром-медиа») Юрий Костин. Он объясняет рост низкой базой I квартала 2015 г. Но радио – гибкий рекламный носитель, он одним из первых восстанавливается после кризиса, замечает Костин. Вице-президент по коммерческой деятельности Европейской медиагруппы Дарья Чуйкова оценивает рост рекламного рынка на радио в 12% в I квартале.
В первые три месяца года вырос и рынок наружной рекламы в Москве – на 16% по сравнению с тем же периодом 2015 г., по оценке гендиректора «Эспар-аналитик» Андрея Березкина. В регионах рынок вырос меньше чем на 5%. Березкин связывает оживление на столичном рынке, в частности, с ростом популярности цифровых форматов: в I квартале на них приходилось 10% бюджетов рекламодателей по сравнению с 3% годом ранее.
Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе-сентябре 2016
Показаны изменения относительно аналогичного периода в предыдущем году.
Телевидение | -19% |
Радио | -19% |
Печатные СМИ | -32% |
Наружная реклама | -25% |
Интернет | +12% |
Прочие | -15% |
Итого |
-14% |
Вывод
Как это ни печально, но кризис, начавшийся в 2014 году, сильно пошатнул и без того снижающиеся тренды в традиционных типах СМИ. Также, мы можем наблюдать, как интернет маркетинг устойчиво привлекает всё больше рекламодателей, а растёт его популярность преимущественно из-за его эффективности.